Джордж Рафт (англ. George Raft; 26 сентября 1901 (1901-09-26) — 24 ноября 1980) — американский киноактёр и танцор, известный в первую очередь ролями гангстеров в криминальных фильмах об организованной преступности 1930-х и 1940-х годов. Джордж Рафт наиболее известен ролями в гангстерской комедии Билли Уайлдера «В джазе только девушки» (1959), легендарной первой версии фильма «Лицо со шрамом» (1932), «Каждое утро я умираю» (1939), а также в «Болеро» (1934, один из немногих фильмов того времени в котором он не играл гангстера) и «Они ехали ночью» (1940).
В 1923 году, ещё до переезда в Голливуд, Рафт женился на Грейс Малруни, которая была на несколько лет старше его. Брак вскоре распался, но Малруни, будучи набожной католичкой, отказалась предоставить мужу развод. Они оставались в браке, пусть и формальном, до смерти Грейс в 1970 году. В Голливуде у Рафта были романы с Бетти Грейбл, Марлен Дитрих и Мэй Уэст. Длительные отношения Джорджа с Нормой Ширер могли перерасти в брак. Сам Рафт публично заявил, что готов жениться, но отказ Малруни дать развод в конечном итоге привёл к прекращению связи с Ширер.
Будучи молодым человеком и показав способности в танцах, сумел получить работу в качестве танцовщика в ночных клубах Нью-Йорка. В частности, Рафт работал в знаменитом 300 Club на 54-й Стрит в Манхэттене, который принадлежал известной актрисе и предпринимательнице Мэри Луизе Сесилии «Техас» Гуинан, во время «сухого закона» нелегально торговавшей спиртным. Благодаря работе в 300 Club Джордж обратил на себя внимание и смог получить работу в театрах Бродвея. Позже Рафт сделал полуавтобиографический фильм под названием «Бродвей» (1942) об этом периоде своей жизни, в котором он сыграл самого себя. В начале он также некоторое время работал в Лондоне. Фред Астер в своей автобиографии «Шаги во времени» (1959) характеризует Рафта как молниеносного танцора, умевшего делать «самый быстрый чарльстон который я когда-либо видел».
Ви Кёрни, один из танцоров в шоу Чарльза Кохрэна и Андре Шарло, вспоминая о Джордже, рассказывал:
Позднее Рафт, став звездой Голливуда, действительно предложил для Кёрни контракт в Голливуде, но к тому моменту тот решил жениться и не захотел переезжать на Запад.
В 1929 году Рафт переехал в Голливуд. Первое время ему доставались малозаметные роли, его фамилия даже не всегда указывалась в титрах. В 1932 году он сыграл небольшую роль в картине «Такси!» с такими звёздами как Джеймс Кэгни и Лоретта Янг. Рафт сыграл конкурента Кэгни в танцевальном конкурсе. В том же году Джордж получил роль в фильме «Лицо со шрамом», который много лет был эталоном для создателей других гангстерских фильмов и запустил его карьеру как «профессионального голливудского гангстера». Рафт сыграл молодого гангстера Джино Ринальдо, беспрестанно подбрасывающего в воздух десятицентовик. Этот трюк позже был позаимствован десятками фильмов о гангстерах. Так, когда спустя четверть века один из гангстеров в комедии «В джазе только девушки» подбрасывает десятицентовик, герой Рафта его спрашивает: «Где ты нахватался этих дешёвых штучек?».
В 1930-х годах Джордж Рафт был одним из трёх самых популярных актёров игравших гангстеров наряду с Джеймсом Кэгни и Эдвардом Г. Робинсоном, намного опережая Хамфри Богарта по известности и влиянию в течение десятилетия.
Пиком для Рафта стали 1940 и 1941 годы. В 1940-х годах его карьера пошла на спад. Во многом это было связано с быстрым взлётом Хамфри Богарта, который сыграв главные роли в картинах «Высокая Сьерра» и «Мальтийский сокол» неожиданно превращается в одну из главных звёзд Голливуда. Что интересно, роль Рауля Уолша в «Высокой Сьерре» вначале предлагалась Рафту, но он предпочёл сниматься в фильме «Мужская сила». Позднее Рафт рассказывал, что именно ему предлагали играть Рика Блейна в «Касабланке», но он отказался, в то же время подтверждений этого факта нет.
После выхода шпионского триллера «Истоки опасности» (1943), снятого в попытке заработать на ошеломительном успехе «Касабланки», Рафт потребовал прекращения своего контракта с киностудией Warner Brothers. Джек Уорнер был готов заплатить Рафту $ 10 000 для урегулирования конфликта, но актёр либо неправильно понял намерения продюсера или так стремился освободиться от студии, что сам дал Уорнеру чек на эту сумму. По широко распространённому мнению, Рафт был малограмотным человеком.
В 1940—1950-х годах Рафт продолжает много сниматься, но прежнего успеха повторить не смог. Фильмы с его участием не собирали большой кассы, поэтому актёру становилось всё труднее получить хорошую роль в качественной картине. Со временем он начинает соглашаться на съёмки в телесериалах и на второстепенные роли в кино. Даже успех картин «В джазе только девушки» (1959) и «Одиннадцать друзей Оушена» (1960), в которых Рафт сыграл гангстера Коломбо «Белые гетры» и владельца казино, не смог исправить ситуацию. В 1967 году он сыграл камео в фильме про Джеймса Бонда «Казино Рояль». Свои последние роли Рафт сыграл в «Секстете» (1978), где он воссоединился с Мэй Уэст, и в комедии «Человек с лицом Богарта» (1980).
В 1961 году была снята вымышленная кинобиография «История Джорджа Рафта» (The George Raft Story), в которой актёра сыграл Рэй Дантон. Сам Рафт устроил разнос фильма после его выхода на экраны из-за неточностей. В 1991 году вышел биографический фильм «Багси», где Джорджа Рафта сыграл Джо Мантенья.
Рафт имеет две звезды на голливудской «Аллее славы», за вклад в киноиндустрию (6159 Голливудский б-р) и за вклад в развитие телевидения (1500 Вайн стрит).
Обратная связь